Традиционные аккумуляторы – это нынешний «хлеб», а литий – это будущее

Александр ПРЯДКО, коммерческий директор ENERGY GMBH (ООО «Энерджи ГМБХ»)




Александр, представьте Вашу компанию, в каком сегменте Вы работаете?

– Мы официальные представители итальянского завода FAAM по производству аккумуляторных батарей. Батареи разного типа: стационарные, тяговые, герметичные, литий-ионные. То есть, мы закрываем весь спектр аккумуляторов для промышленности. Первые поставки нашей компании стартовали в 2015 г., хотя сама фирма была создана в 2011 году. Мы доросли до собственного импорта, после этого заключили эксклюзивный контракт с компаний FAAM. С этого момента наша компания стала существовать на рынке как официальный импортер.

Расскажите подробней о компании FAAM, почему вы выбрали именно этого поставщика?

– На данный момент компания ФААМ широко известна в Европе, для Украины это новый опыт. Она специализируется на качестве, не на массовости, и работает для своего клиента, не стремясь попасть на все прилавки. Однако, клиенты которые начали с нами сотрудничать, остаются с нами, потому что высокое качество товара- самый надежный поручитель долговечного сотрудничества.

Мы рады предоставлять качественный товар по конкурентным ценам, и это один из факторов, помогающий расположить клиента к себе.

В какие Вы отрасли продаете продукцию?

– На данный момент мы одни из лидеров рынка батарей для погрузочного электротранспорта, уборочной техники. Но, открываем для себя и новые рынки, это системы бесперебойного питания и альтернативная энергетика.

Какого типа аккумуляторы производит Ваш основной поставщик?

– ТМ FAAM производит свинцово-кислотные аккумуляторы. Но, очень перспективное направление у них – это литий-ионные (литий-железо-фосфатные) АКБ. Мы уже выполняли поставки батарей этого типа для электропогрузчиков. Рынок погрузочной техники с каждым днем все чаще делает выбор в пользу литий-ионных технологий, которые приходят на смену свинцово-кислотным.

На наш взгляд, не менее перспективным сегментом для литий-ионных технологий является альтернативная энергетика и GSM-операторы. Это те сферы, которые нуждаются в более высоком температурном режиме эксплуатации АКБ, а литий-ионные успешно справляются с такими условиями эксплуатации. Например, рабочий режим при +45°C для свинцово-кислотных уже проблема, при +55°C у них начинается необратимая деградация, а литий-ионные не теряют производственных характеристик при температурах до +65°C. Кроме того, они имеют меньшие размеры при больших показателях емкости и системы дистанционного мониторинга.

Не маловажную роль также играет срок службы литий-ионных АКБ. Литий-ионные АКБ имеют срок службы в 10 раз больше (более 4000 циклов при полной разрядке), по сравнению со свинцово-кислотными АКБ. Зарядить литий-ионную батарею можно в течение одного-двух часов, ток заряда такой батареи будет равен его емкости, условно говоря, 100 Ач – 100 А.

Используются ли батареи FAAM в электромобилях?

– Подобные АКБ используются и в электромобилях, но завод ФААМ делает аккумуляторы только для альтернативной энергетики и погрузочного транспорта. Он сознательно не идет в автомобильный рынок, последние исследования показали, что эта ниша закрыта самими производителями автомобилей. BMW, General Motors, NISSAN и другие ключевые игроки автопрома сами строят заводы по производству литий-ионных батарей для своих нужд.

Литий-ионные батареи состоят из множества отдельных элементов, у FAAM такая же технология?

– Не совсем. FAAM делает два типа ячеек, одни из них призматические, похожие на тяговые ячейки для погрузчиков, прямоугольная форма, высота 30-50 см, и существует второй тип– плоские элементы, размером, например, как планшет, эта технология называется SoftPouch.

Погрузочный транспорт перемещает большие грузы, соответственно нуждаются в больших мощностях. Именно призматические элементы выдерживают большие токи нагрузки и более долговечны. Поэтому они применимы при производстве тяговых АКБ. На данный момент направление литий-ионных АКБ можно назвать ключевым для производителя. Интересный факт – FAAM был долгое время поставщиком стартерных литий-ионных АКБ для Lamborghini.

Судите сами.

Сейчас FAAM имеет завод в Турине площадью 5 тыс. кв. м, именно литий-ионное производство, а в начале 2019 года они завершают строительство завода площадью 45 тыс. кв. м.

Это будет самый большой завод в Европе по производству литий-ионных батарей. FAAM стремится занять лидирующие позиции в этом сегменте, вкладывают туда большие инвестиции, и, как следствие, рынок Украины получит вскоре весьма конкурентный продукт.

Вы уже знали планы производителя, когда заключали договор?

– Не совсем. FAAM долго готовились к этому производству, изучали оборудование, поначалу ничего не объявляя. И только после подписания контракт с правительством Аргентины на закупку лития (в Южной Америке, именно в Аргентине и Колумбии самые большие месторождения лития сообщили о своих намерениях.

Это был очень серьезный контакт, на подписании присутствовал даже президент Италии. И теперь, на 20 лет вперед, по спец цене, 5% всего добываемого лития в этой стране будет продаваться заводу FAAM. Со своей стороны, Аргентине были предоставлены технологии по извлечению лития из сырья и по производству ячеек.

FAAM начал заниматься литием еще с 2006 года, оттачивая свое мастерство на китайских элементах. Прошли долгий пусть, создали свой контроллер батарей – BMS (BatteryManagement System), и даже успели победить в гонке электромобилей в Европе, создав свой автомобиль.


Нуждаются ли литий-ионные батареи в обслуживании?

– Нет, конечно. Это батареи, подобные телефонным: никакого выделения газов, никакого обслуживания.

Но, существует мнение, что литий-ионные АКБ небезопасны и могут даже взорваться?

– Такое может произойти только при неправильной эксплуатации. Если батарею перезарядить или создать короткое замыкание, то батарея может возгореться и ее трудно потушить, пока не выгорит. Но, в батареях FAAM это контролируется системой мониторинга (BMS), которая учитывает множество параметров, таки как: сила тока, напряжение, температура, влажность, сопротивление между корпусом и элементами и т.п. В случае, если есть хоть малейшая опасность, батарея сразу отключается.

Подобная проблема была когда-то подобная у компании Samsung- взрывались телефоны. В том случае неполадки были связаны именно с BMS, которые работали некорректно. Но, сбои могут произойти с любым прибором, и свинцово-кислотной АКБ в том числе, ведь там при заряде выделяется водород. При несоблюдении надлежащих условий эксплуатации опасной может стать абсолютно любой прибор.

Просмотров: 17Комментариев: 0